Святой король Олаф, покровитель Норвегии и друг
великого князя Ярослава Мудрого (995—1030 гг.)
Предисловие
В 1054 году в истории Вселенской Христианской Церкви произошло печальное событие: она раскололась на Западную, подчинявшуюся Римскому Папе (нынешняя Римско-Католическая Церковь), и на Восточную (Православная). Но до 1054 года это была единая Церковь, и все ее святые принадлежат сонму святых Православной Церкви. Однако память о многих из этих святых, прославившихся в Западной и Северо-Западной Европе, постепенно ослабела. А ведь некоторые из них были глубоко почитаемы и на Руси, и даже в центре Православия — Константинополе. К таким именно полузабытым святым относится Святой благоверный король-мученик Олаф покровитель Норвегии и друг русского великого князя Ярослава Мудрого.
Последний святой неразделенной Церкви
![«Св. Олаф II, король Норвегии» (1893 год), художник Пиус Велонски, церковь Св. Карла в Риме «Св. Олаф II, король Норвегии» (1893 год), художник Пиус Велонски, церковь Св. Карла в Риме](/images/great_names/olaf_1.jpg)
Прославление Олафа произошло 3 августа 1031 года, то есть до Великой схизмы 1054 года. Случилось это так: через год после смерти конунга его останки решили перенести. Когда открыли захоронение, оказалось, что тело осталось нетленным. Он был возведен местным епископом в святые и стал последним общим святым для Западной и Восточной церквей.
Канонизация его Римским папой Александром III состоялась в 1164 году, после чего он стал почитаться вечным небесным покровителем Норвегии — perpetuus rex Norvegiae. В православии он почитается, как Св. благоверный Олаф Норвежский.
Согласно канону, на иконах «подобает изображать Св. Олафа рыжим, дабы видно был, что сей благоверный король происходит из варягов». Он изображается в короне, в правой руке держит боевой топор или секиру, которой было поражено его колено. В левой руке — королевские регалии (скипетр или яблоко-держава), либо ампуллу — сосуд, наполненный ладаном. Ногами он попирает дракона с человеческим лицом, который символизирует язычество.
![Святой Олаф (икона) Святой Олаф (икона)](/images/great_names/olaf_2.jpg)
Иногда вместо топора в руке святого изображается копье, реже — меч, которыми ему были нанесены раны, а вместо дракона — змея или демон в ином обличье. Расшифровать иконографию Св. Олафа порою непросто. Самое необычное, когда попираемый им дракон имеет лицо самого Олафа. Возможно, это символизирует языческое прошлое святого, либо демона в его обличье, который совершил поступки, порочащие конунга, и которого святой победил ценою пролитой своей крови.
Судьба Св. Олафа, как и крепости, названной его именем, тесно связана с русской историей. Он был другом князя Ярослава Мудрого. Очень теплые чувства и взаимная привязанность связывали его с супругой князя — Ингигердой (Ириной). В Северной Руси имя Св. Олафа было очень почитаемо, но память о нем постепенно ослабела. В Новгороде уже в конце XI века стояла церковь Св. Олафа, построенная для готландских купцов. Храмы в его честь воздвигались в Старой Ладоге и даже в Константинополе.
О жизни Св. Олафа и его пребывании на русской земле хочется рассказать подробнее.
Жизнеописание конунга Олафа
«Олаф сын Харальда из Гренланда рос у своей матери Асты в доме своего отчима Сигурда Свиньи. У Асты служил тогда Храни Путешественник. Он воспитывал Олафа сына Харальда. Олаф рано возмужал. Он был хорош собой, среднего роста. С детства он был умен и красноречив».
Так начинается Сага об Олаве Святом, входящая в «Круг земной» — свод car о норвежских конунгах с древнейших времен до 1177 года.
Олаф Харальдссон — праправнук основателя династии норвежских конунгов Харальда Прекрасноволосого. Он родился в 995 году, в тот год, когда его отец, Харальд Гренландец, конунг в Вестфольде, был сожжен шведской королевой Сигрид Гордой. Мать Олафавскоре после гибели Харальда вышла замуж за его троюродного брата, Сигурда Свинью, конунга в Хрингарики.
«Олаф сын Харальда был невысок, коренаст и силен. Волосы у него были русые, лицо широкое и румяное, кожа белая, глаза очень красивые, взгляд острый, и страшно было смотреть ему в глаза, когда он гневался. Олаф владел очень многими искусствами: хорошо стрелял из лука, отлично владел копьём, хорошо плавал. Он сам был искусен во всяких ремеслах и учил других. Его прозывали Олафом Толстым. Говорил он смело и красиво. Он рано стал умным и сильным, как настоящий мужчина. Все родичи и знакомые любили его. Он был упорен в играх и везде хотел быть первым, как ему и подобало по его знатности и происхождению».
Уже в 12 лет Олаф отправляется в поход с викингами. Он пробыл в походах 8 лет, побывал на службе у короля Англии Этельреда II Неразумного и герцога Нормандии Ричарда II Доброго, проявив себя как смелый воин и талантливый предводитель. Крещение Олаф принял, скорее всего, в 1013 году в Руане. После этого он вернулся в Англию, где нес оборону страны и обходил ее побережье на боевых кораблях. Вскоре Этельред умер, и датский король Кнут, по прозванию Могучий, женился на его вдове Эмме.
Ссора с новым королем заставила Олафа покинуть его двор. Он намеревался предпринять поход в Святую Землю. «И когда Олаф конунг стоял в Карлсаре (Кадикс) и ждал попутного ветра, чтобы плыть в Нёрвасунд (Гибралтарский пролив), а оттуда в Йор-салахейм (Иерусалим), ему приснился замечательный сон, будто подошел к нему статный и видный, но внушающий ужас муж и заговорил с ним. Он просил Олафа отказаться от своего намерения плыть в дальние страны: «Возвратись в свою отчину, потому что навеки будешь конунгом Норвегии».
Сей муж был предшественник Олафа, король Олаф I Трюггвасон (963—1000 гг). Король Олаф Трюггвасон первым начал активную деятельность по христианизации Норвегии, но не смог довести ее до конца. В морском бою со шведами, датчанами и норвежскими изменниками король Олаф Трюггвасон не погиб, но был подобран нейтральным кораблем венедов и впоследствии стал игуменом православного монастыря в Сирии. Вот этот король Олаф не раз являлся в сонных видениях своему родичу, тоже Олафу, будущему святому, наставляя его в христианстве и благословляя на подвиги. Наш герой понял этот сон так, что он будет править страной и своими соотечественниками долгие времена.
Вернувшись на родину ок. 1015 г., Олаф Харальдссон приступил к воплощению своей заветной идеи — объединению разрозненных частей страны в единое целое — Норвегию. В короткий срок большая часть страны признала его власть.
![Икона редкого канона, где Св. Олаф изображен с мечом (находится в частном собрании в Финляндии) Икона редкого канона, где Св. Олаф изображен с мечом (находится в частном собрании в Финляндии)](/images/great_names/olaf_12.jpg)
В 1024 году на тинге в Мостере, после 9-ти лет миссионерских трудов конунга Олафа христианство объявляется единственной дозволенной религией. Норвегия становится христианской страной. Во имя этой цели он действовал жестко, отнимая власть и лишая имущества непокорных бондов. Но никогда не мстил за себя лично. Так, например, отняв власть у пяти местных властителей, замышлявших убить его, он долго держал при себе одного из них, оказывая подобающий почет, и только после того, как тот трижды покушался убить Олафа, его отправили под охрану в другое место, где он жил на полном обеспечении.
Были искоренены воровство, коррупция и разбой: «Раньше в Норвегии было заведено, что сыновья лендрманнов и бондов отправлялись добывать себе добро на боевых кораблях и грабили как в других странах, так и внутри страны. Олаф установил мир в своей стране и запретил грабежи. Те, кто нарушал этот порядок, подвергались наказанию. Конунг приказывал убивать виновных или калечить их, и здесь уже не помогали ни просьбы, ни выкупы».
К тому же Олафу неизменно сопутствовала удача. Однажды он поспорил с королем Швеции
(тоже Олафом, именуемым Шётконунг) по поводу пограничного района. Согласились решить спор
жребием, бросив кости. «Конунг шведов выбросил две, шестерки и сказал, что Олафу конунгу
уже незачем бросать. Тот ответил, встряхивая кости в руках:
— На костях есть еще две шестерки, и моему Господу Богу ничего не стоит сделать так,
чтобы я их выбросил.
Он метнул кости и выбросил две шестерки. Тогда метнул кости конунг шведов и снова
выбросил две шестерки. Тут снова бросил кости Олаф конунг Норвегии, и на одной из
костяшек было шесть, а другая раскололась, и на ней оказалось семь, и он выиграл».
Конунги тогда расстались с миром.
Олаф и Ингигерда
Удача в этом мире, увы, вещь непостоянная. Олаф Харальдссон посватался к Ингигерде дочери Олафа Шведского Шётконунга. Она отвечала взаимностью и очень хотела этого брака. С точки зрения шведской знати, брак этот был весьма желателен для установления пограничного мира. Олафа Шведского принудили дать клятву в том, что он выдаст Ингигерду за Олафа Норвежского.
Но конунг шведов в душе ненавидел Св. Олафа и однажды сказал дочери: «— Знаешь, Ингигерда, как бы ты ни любила этого толстяка, тебе не бывать его женой, а ему твоим мужем. Я выдам тебя замуж за такого правителя, который достоин моей дружбы. Но я никогда не стану другом человека, который захватывал мои владения и причинял мне много ущерба грабежами и убийствами».
![Святой Олаф (икона) Святой Олаф (икона)](/images/great_names/olaf_3.jpg)
Следующей весной прибыли из Хольмгарда (Новгорода) послы Ярицлейва конунга (князя Ярослава, позднее прозванного Мудрым), чтобы сватать дочь конунга шведов. Олаф Шведский пошёл на клятвопреступление и выдал дочь за русского князя. Её условием было получить, как вено, все владения ярла Альдейгьюборга (Старой Ладоги) и сам Альдейгьюборг.
Ингигерда, получившая в православии имя Ирина — это будущая Великая княгиня киевская, а позже (наиболее вероятно) — Св. княгиня Анна Новгородская. По ее шведскому имени названа земля Ингерманландия, где теперь стоит Петербург.
Этот брак был счастливым: «Конунг Ярицлейв правил в Гардарики и княгиня Ингигерда, дочь конунга Олафа Свенского. Она была мудрее всех женщин и хороша собой. Конунг так сильно любил ее, что он почти ничего не мог сделать помимо ее воли».
Потеряв Ингигерду, Св. Олаф женился на ее сводной сестре Астрид.
В Хольмгарде-Новгороде
«Олаф одинаково наказывал и могущественных и не могущественных, но люди считали такие наказания слишком жестокими, и многие, теряя родичей, становились врагами конунга, даже если те были виноваты и приговор конунга был справедлив. Народ в стране потому выступил против Олафа конунга, что не хотел подчиняться его справедливым приговорам, а он был скорее готов потерять звание конунга, чем поступиться справедливостью. Незаслуженны упреки в том, что он был скуп к своим людям. Он был очень щедр к своим друзьям. Народ потому пошел против него, что его считали слишком жестоким и беспощадным в наказаниях, а Кнут конунг раздавал деньги направо и налево. Знатных людей он обольщал также тем, что каждому обещал высокое звание и власть».
Главным противником Св. Олафа был Кнут Могучий, король Дании и Англии. Он воспользовался тем, что многие в Норвегии тяготились необходимостью выполнять христианские законы. Посылая большие суммы золота и серебра некоторым из них, Кнут Могучий добился согласия принять его, как своего короля.
![Князь Ярослав Мудрый (фреска храма Святой Софии в Новгороде) Князь Ярослав Мудрый (фреска храма Святой Софии в Новгороде)](/images/great_names/olaf_6.jpg)
После нескольких неудачных сражений Олаф принимает решение покинуть страну, где его присутствие уже не было желанным. Он отправляется сначала в Швецию, а оттуда в Хольмгард (Новгород), где жила сестра его жены — Ингигерда, ставшая женой князя Ярослава Мудрого. Астрид, жена Конунга, и Ульвхильд, дочь конунга, остались в Швеции, а Магнуса, своего сына, конунг взял с собой на восток. Св. Олаф был очень тепло принят в Новгороде Ярославом Мудрым и княгиней Ириной и провел на Руси почти целый год.
В Новгороде он предавался глубоким раздумьям и размышлениям о том, как ему быть дальше. «Ярицлейв конунг и его жена Ингигерда предлагали Олафу конунгу остаться у них и стать правителем страны, которая зовется Вульгария» (по-видимому, предлагали земли на торговом пути в Волжскую Булгарию). Но когда он рассказал об этом своим людям, те стали отговаривать его и убеждали вернуться в Норвегию. У Олафа была также мысль сложить с себя звание конунга и поехать в Иерусалим, став монахом. Но чаще всего он думал о том, как вернуть свои владения в Норвегии. Он вспоминал, что в первые 10 лет его правления все шло легко и удачно, а потом, что бы он ни делал, все давалось с трудом, и все благие начинания были безуспешны. И сомневался, стоит ли испытывать судьбу и отправляться с малым войском навстречу своим врагам, когда весь народ примкнул к ним и выступает против него. Он часто обращал свои мысли к Богу, прося знамения, как ему лучше всего поступить. Эти мысли не давали ему покоя, и он не знал, что ему делать, ибо видел, что ему не миновать беды, как бы он ни поступил.
«Однажды ночью Олаф лежал в своей постели и долго не мог уснуть, думая о том, на что же ему решиться. На душе у него было очень неспокойно. Наконец он заснул. Он увидел сон, но такой ясный, что ему казалось, будто он не спит, а видит все наяву. Он увидел у своей постели высокого благообразного мужа в богатых одеждах. Конунг подумал, что это Олаф сын Трюггви (Олаф I Трюггвасон). Этот муж сказал ему: «Ты мучаешься и не знаешь, как поступить? Меня удивляет, что ты никак не можешь принять решение, а также, что ты собирался сложить с себя звание конунга,которое дано тебе от Бога или хотел остаться здесь и получить владения от иноземных конунгов, которых ты совсем не знаешь. Лучше возвращайся в свои владения, которые достались по наследству. Ты долго правил там с Божьей помощью и не позволял своим подданным запугивать себя. Слава конунга в том, чтобы побеждать своих недругов, и славная для него смерть — пасть вместе со своими людьми в битве. Или ты сомневаешься, что будешь сражаться за правое дело? Ты не должен обманывать себя. Поэтому ты можешь смело возвращаться в свою страну, и Бог даст тебе знамение, что она — твое владение»
![Св. Анна Новгородская. Современная икона Св. Анна Новгородская. Современная икона](/images/great_names/olaf_7.jpg)
После этого сна его оставили все сомнения, и он твердо решил ехать обратно в Норвегию.
К пребыванию в Новгороде относятся и первые чудеса, совершенные Св. Олафом. У сына одной знатной вдовы в горле вскочил большой нарыв, и мальчик не мог ничего есть. Считали, что дни его сочтены. Тогда мать его пошла к княгине Ирине, так как была с ней знакома. «Пойди к Олафу конунгу, — говорит она, — он здесь лучший лекарь, и попроси его коснуться рукой того, что болит у твоего сына, а если он откажется, то скажи, что я его об этом прошу».
Вдова сделала так, как ей сказала княгиня. Олаф подошел к мальчику, провел руками по его шее и долго ее ощупывал, пока мальчик не открыл рот. Тогда конунг взял кусочек хлеба, размочил его и положил крестом себе на ладонь. Потом он положил этот кусочек хлеба мальчику в рот, и тот его проглотил, У мальчика сразу прошла боль, и через несколько дней он был совсем здоров.
В начале 1030 года Св. Олаф отправился в Норвегию по замерзшим русским рекам. Княгиня Ирина уговорила его оставить сына Магнуса на воспитание при дворе Ярослава Мудрого.
Последняя битва
Когда на море сошел лёд, Олаф отплыл в Готланд с 240 дружинниками. Шведский конунг Эмунд дал ему еще 480 человек. В Норвегии к нему присоединились сторонники, и у него стало 3600 человек против 14400 армии короля Кнута — самой большой, когда-либо собранной в Норвегии. Тогда конунг Олаф решил сократить свою армию еще более, исключив из нее всех некрещеных, и у него осталось всего лишь 1300 человек.
Почему он так поступал? Наверное, не хотел, чтобы из-за него гибли люди, коим не открыто Царство Небесное. Но те, кто соглашались креститься, получали от него наставление в вере. Вот почему он не пренебрегал брать и разбойников, что приводило к их исправлению. Духовенство короля Кнута не преминуло воспользоваться слухами о том, что Св. Олаф принимает разбойников в свое войско, и тут же организовало лицемерную пиар-кампанию против него среди жителей Норвегии.
Последняя битва Олафа Харальдссона произошла 29 июля 1030 года в местечке Стиклестад, недалеко от Тронхейма. Ночью он долго бодрствовал и молился за себя и своих людей. Только к рассвету задремал и видел сон, который предвещал ему скорую кончину: он восходил на небо по лестнице и дошел до последней ступени.
Сага говорит, что в день битвы «погода была хорошая и светило солнце. Но когда началось сражение, то и небо, и солнце побагровели, а потом вдруг стало темно, как ночью». По данным современной астрономии, полное затмение солнца имело место 30 июля 1030 года. Войско бондов сражалось с кличем: «Вперед, вперед, войско бондов!», а люди св. Олафа — с кличем: «Вперед, вперед, люди Христа, люди Креста, люди конунга!» Войско Олафа занимало лучшую позицию, но благодаря значительному превосходству в силе противник отбил первоначальную атаку и успешно перешел в наступление. Около полудня Св. Олаф, сражаясь с численно превосходящим противником, был несколько раз ранен, но продолжал биться.
![«Св. Олаф в битве при Стиклестаде», художник Петер Николай Арбо «Св. Олаф в битве при Стиклестаде», художник Петер Николай Арбо](/images/great_names/olaf_8.jpg)
Он погиб так: «Торстейн Корабельный Мастер нанес Олафу удар секирой. Удар пришелся по левой ноге выше колена. Финн сын Арни тотчас сразил Торстейна. Получив эту рану, конунг оперся о камень, выпустил меч и обратился к Богу с мольбой о помощи. Тогда Торир Собака нанес ему удар копьем, удар пришелся ниже кольчуги, и копье вонзилось в живот. Тут Кальв нанес конунгу удар мечом, удар пришелся с левой стороны шеи. От этих трех ран конунг умер. После его гибели пали почти все, кто сражался рядом с ним».
Тело конунга было тайно погребено. После победы над Олафом ставленники Кнута стали угнетать норвежцев, и многие пожалели, что лишились своего конунга и своей независимости. «Те, кто не сражался против Олафа конунга, говорили: «Вот вы… стали друзьями Кнютлингов и получили от них награду за то, что сражались против Олафа конунга и убили его. Вам обещали мир и лучшие законы, а получили вы кабалу и рабство, к тому же над вами издеваются и унижают вас». Ответить на это было нечего. В ту зиму многие стали говорить, что Олаф конунг был святым, и рассказывали о многочисленных свидетельствах его святости. Многие стали взывать к нему в своих молитвах, прося помочь в их нуждах. Такие молитвы помогали многим, одни получали исцеление от недуга, другие удачу в путешествии или что-нибудь еще, в чем они нуждались.
Прошел ровно год, и тело погибшего конунга чудесным образом было найдено нетленным. Из песчаного холма, где был сначала похоронен Олаф конунг, забил родник. Водой из этого источника многие излечились от своих недугов.
![Кафедральный собор Нидарос в Тронхейме (1070 г.) Кафедральный собор Нидарос в Тронхейме (1070 г.)](/images/great_names/olaf_9.jpg)
Тело Св. Олафа было положено в алтаре величественного собора в Тронхейме, ставшего местом многочисленного паломничества до наших дней.
![Св. Олаф на западном фасаде собора Св. Олаф на западном фасаде собора](/images/great_names/olaf_10.jpg)
![Алтарная картина собора с житием Св. Олафа Алтарная картина собора с житием Св. Олафа](/images/great_names/olaf_11.jpg)
Сын Св. Олафа — Магнус, оставшийся в Новгороде при дворе Ярослава Мудрого, в 1035 году был провозглашен конунгом Норвегии, получив имя Магнус I Благородный, или Добрый. Власть датчан была сломлена. В 1042 году он стал и конунгом Дании. О нем шла молва, как о непобедимом воине, которому помогает сам Св. Олаф.