Записки архивариуса

Двадцатый век

Игумения Антония (Рейнбот Зинаида Антоновна), игуменствовала с 20 мая (посвящена 22 июня) 1903 г. по 4 августа 1904 г.

Дочь надворного Советника. Окончила Смольный институт и Высшие женские педагогические курсы. Преподавательница и классная дама Смольного института. В 1895 году приняла монашество в Новодевичьем Воскресенском монастыре С-Петербурга. Состояла учительницею детского приюта и письмоводительницею при монастыре; 22 октября 1895 г. пострижена в монашество; 20 мая 1903 г. назначена Настоятельницею Староладожского Успенского женского монастыря с возведением в сан Игумении и награждением, во внимании к долговременной примерноусердной службе, наперсным крестом от Святого Синода выдаваемым.

В 1904 году Игумения Антония обратилась к Епархиальному начальству с просьбой разрешить строительство каменной церкви в Санкт-Петербурге в честь Казанской иконы Божией Матери, как подворье Успенского монастыря (подробно о подворье написано в «записках» № 7, 8, 9).

В августе 1904 г. переведена в Воскресенский Новодевичий монастырь в качестве настоятельницы. Отошла ко Господу 27 октября 1916 г. на 62 году, похоронена в Новодевичьем Воскресенском женском монастыре у стены Казанского храма.

Игумения Валерия (Васильева Евдокия), игуменствовала с 10 августа 1904 г. по 6 июля 1905 г.

Уроженка Санкт-Петербурга. Поступила послушницей в Староладожский монастырь в 1859 году, пострижена в монашество в 1896 году. Заведовала монастырским подворьем. Переведена настоятельницей Троицкого Творожковского монастыря Гдовского уезда.

В 1922 г. ее и 20 монахинь монастыря выселили , как «нетрудовой элемент». Они были вынуждены скитаться. Матушку Валерию сельчане жалели, но боялись взять к себе. Все таки кто-то из жителей поселил у себя в бане, а в одну из зим она скончалась от голода и холода. Похоронена рядом с храмом свт. Николая в д. Гаврилова Гора (со слов очевидцев).

Игумения Алексия (Парфентьева Мария), игуменствовала с 9 октября 1905 г. по 1 июля 1911 г.

Из крестьянок Тверской губернии, поступила в С-Петербурге в Воскресенский Новодевичий монастырь 1868 г., в монашество пострижена 26 октября 1895 г., проходила послушание клиросное и живописицы.

Указом Святейшаго Синода в 1905 г. назначена Настоятельницею Староладожскаго Успенскаго женскаго монастыря с возведением в сан Игумении и награждением во внимание к благочестной иноческой жизни и трудам наперсным крестом от Св. Синода выдаваемом.

2 июля 1911 г. уволена на покой с возвращением на жительство в Воскресенский Новодевичий монастырь.

В 1914 году назначена настоятельницей Свято-Никольской женской общины Калужской Епархии.

Игумения Вирсавия (Петрова Евдокия), настоятельствовала с 1 июля 1911 г. по 27 февраля 1917 г.

Из мещан; обучалась в детском приюте в г.С-Петербурге; в августе 1864 г. поступила в Староладожский Успенский монастырь; в 1905 г. пострижена в монашество; в 1910 г. находилась помощницей по управлению подворьем Успенского монастыря в С-Петербурге, наблюдала за послушанием сестер и занималась продажей церковных свечей. 2 июля 1911 г. назначена исправляющею должность настоятельницы монастыря.

Награждена золотым наперсным крестом от Святого Синода выдаваемым.

В 1917 г. уволена от должности настоятельницы согласно прошению, по болезненному состоянию. В 1919 г. проживала на Петроградском подворье Успенского Староладожского монастыря, как призреваемая. В 1925 г. жила в монастыре, отошла ко Господу в 1926 г. и похоронена на Алексеевском кладбище.

Порфирия (Глинко Екатерина Алексеевна), настоятельница с 28 марта 1917 г. по 8 июля 1924 г. О ней написано в «записках» № 1 1918-1924 гг.

Это короткая информация о Игумениях. Рядом с ними проходили жизненный путь простые монахини. Сохранились несколько фотографий начала 20 века.

К сожалении, почти никого из них на фотографиях по именам не определим.

Интересно их разглядывать: спокойные лица; внутренняя сосредоточенность; в руках четки, молитвенник; в келии любимые иконы святых; самовязанные скатерти, половички. На некоторых фотографиях рядом с монахинями воспитанницы. К 1918 году было 12 воспитанниц девочек сирот или полусирот. Данилова Анна – сирота, которую привезла с собой из г. Суры игумения Порфирия. Всех наших воспитанниц после образования в конце 1918 г. детской колонии забрали в нее.

У домиков обихожены палисадники. Местные жители говорили, что монастырь с весны до поздней осени «утопал» в цветах.

С весны я делилась с вами историей нашей обители. Как в любой семье есть прошлое, настоящее и вера – надежда на будущее. Вы узнали о нашем прошлом, но оно и ваше тоже – Старой Ладоги, России. Сейчас мы живем в настоящем, но без знания истории, опыта предшественников, их молитв о нас невозможно нести жизненные кресты. Мы в своих молитвах вспоминаем ушедших ко Господу. Так и поддерживаем друг друга в этой любви, держим на своих плечах великую нашу Россию. Пресвятая Богородица покрой нас твоим омофором!

На этом я заканчиваю свои «записки». Приходите, приезжайте в обитель для молитвы, для утешения сердечной боли, для радости трудиться в обители Богородицы!

Берегите себя, своих родных и близких. Мира и благоденствия нашей стране!

С уважением, Тамара Никитична