Записки архивариуса

Подворье. Священнослужители.

О многих наших священнослужителях хочется рассказать: о их служении в монастыре, в храме подворья, поддержке монашествующих в монастырской жизни, общению с прихожанами, служении в церковно-приходских школах, семейной жизни, воспитании своих детей, добрые слова о них прихожан, жизни в годы гонений… Стала писать и получается большая глава… Извините, выберу несколько имен: о ком-то подробнее, о ком-то коротко. Все они достойны только добрых слов и поклона за труды и пример служения Господу.

Продолжу историю подворья:

Гриднев Иоанн Иоаннович - род. в 1868 г. В 1886 г. поступил в число послушников Александро-Невской Лавры. До 1912 г. служил диаконом в разных церквях Петрограда, имея отличные отзывы о службе. С 1912 г. служит на подворье монастыря, в послужном списке отмечено, что состоял законоучителем в женской гимназии. Награжден юбилейным крестом в память 300-летия Дома Романовых. В 1916 г. переведен в Гатчинскую госпитальную церковь. В 27 февраля 1938 года уже будучи священником арестован вместе с духовенством Гатчины (священниками из церквей - Павловского собора, Покровского, Вырицы, Карташевской, Рождествено, Малая Ящера). 11 марта 1938 г. приговорен к расстрелу, приговор приведен в исполнение 12 марта.

Диакон Иоанн (Гриднев)

Росляков Арсений Викторович – род. в 1886 г. Учился в С-Петербургской Духовной семинарии, в 1907 г. рукоположен во священника при служении в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Служил в разных церквях епархии, состоял законоучителем двух земских училищ. В послужном списке указывалось: «поведения весьма хорошего, скромного». В 1918 г. служил при подворье. Был председателем приходского совета. До 1935 г. перемещался настоятелем других церквей. 1 апреля 1936 г. обвинен вместе с другими священнослужителями по ст. 58-10 к лишению свободы на шесть лет. Далее сведения не найдены.

Спиридонов Василий Григорьевич – род. в 1869 г., заканчивал курс училища для чтецов и певчих, в 1904 г. утвержден в должности законоучителя церковно-приходской школы при Новосивковской школе. В послужной записи указано: «ведет дело умело и обладает педагогическою опытностью». В сан священника возведен в 1916 г., с 1933 г. о. Василий служил в Казанской церкви подворья. С 1935 г. по 1936 г. служил в церкви «Кулич и Пасха». Затем являлся настоятелем Троицкой кладбищенской церкви в Старом Петергофе. Чудом пережил террор 1937-1938 гг. Церковь в сентябре 1941 г. была разрушена фашистской артиллерией. В феврале 1942 г. о. Василий умер от голодного истощения.

Сыренский Николай Александрович - род. в 1882 г. Окончил С-Петербургские Духовную семинарию и Духовную академию. В 1910 г. вел дважды в неделю чтения для народа в обществе трезвости при подворье монастыря. С 1911 г. стал настоятелем церкви Казанской иконы Божией Матери подворья монастыря, награждался скуфьею. В 1917 г. переводится настоятелем церкви в Лесном. Начиная с 1922 г. несколько раз арестовывался по обвинению в «антисоветской деятельности». 31.08.1937 г. снова арестован по ст 58-10, 58-11 УК, 12.11.1937 г. расстрелян.

Протоиерей Николай (Сыренский)

Тарасов Василий Прокопьевич – род. в 1886 г., закончил С-Петербургскую Духовную семинарию и Духовную академию, в 1911 г. рукоположен во священники. В 1914 г. подал митрополиту Владимиру прошение: «Безгранично любя нашего Монарха и болея о страдании Родины в годину войны, стремлюсь лично утешать наших воинов на поле битвы, - честь имею просить… разрешить мне отправиться духовником-добровольцем на театр военных действий, …осмеливаюсь просить …ходатайствовать пред военною властью, дабы я был назначен в действующую армию». И в 1915-1916 гг. принял участие в боевых компаниях, побывал в сражениях, исполняя пастырские обязанности. Несколько раз его отмечали благодарностями в боевых приказах, а 22 октября 1915 г. о. Василий за храбрость в делах против неприятеля был награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте. 14 марта 1917 г. о. Василий подал прошение настоятельнице Староладожского Успенского женского монастыря игумении Вирсавии: «Всегда желая послужить церкви Божией при храме монастырском, честь имею просить Ваше Высокопреподобие ходатайствовать пред Епархиальной властью о назначении меня штатным священником к храму Петроградского подворья». Игумения Вирсавия направила письмо в Петроградскую епархию. Кроме того было передано прошение «уполномоченных от всего прихода прихожан» с просьбой назначить о. Василия настоятелем храма. В письме говорилось: «своими молитвенными задушевными богослужениями снискал у нас, прихожан, любовь в общей молитве с ним. И как путеводитель к Богу своими простыми церковно-поучительными речами за каждой службой. Нельзя желать лучшего пастыря в нашей многолюдной рабочей местности». С 24 апреля 1917 г. священник Василий Тарасов определяется к церкви подворья с возложением на него обязанностей настоятеля. К сожалению, через год стали поступать жалобы в Консисторию на о. Василия: небрежно исполняет службы, дерзок с монашествующими… между тем, о Василий подал митрополиту Вениамину прошение о принятии монашество в Александро-Невской Лавре и поступлении в один из монастырей Калужской епархии. С 27 июня 1918 г. о.Василий получил указ об увольнении за штат и разрешение пройти искус в монастыре. Но по документам, он продолжал служить в других церквях. Служил в Петрозаводске в 30 х годах. А в 1937 г. в церкви Красного села под Ленинградом. 14 декабря 1937 г. о. Василий был арестован. Допрашивали его три дня. Священник показал: «Я заявляю, что советская власть проводит гонение на церковь и духовенство…. Выполняя нелегально в Ленинграде обязанности священника я неоднократно в Христорождественской церкви в г. Ленинграде заявлял, что Конституция выпущена для обмана народа, в действительности она никаких свобод народу не дала». 25 декабря 1937 г. Тройка НКВД приговорила о.Василия к расстрелу, 28 декабря приговор приведен в исполнение. (Предположительно, это произошло в Левашовской пустыни).

Лебедев Григорий Андреевич протоиерей, род. в 1865 г., входил в состав 20-ки с 1921 по 1927 г., после смерти о. Николая Ливанова исполнял обязанности председателя приходского совета; в 1935 г. вместе с семьей выслан в Оренбург на 5 лет. Далее информация отсутствует.

Долотов Михаил Алексеевич – род. в 1877 г., он приходился двоюродным братом архиепископу, впоследствии митрополиту, Николаю (Ярушевичу). Учился в С-Петербургской духовной семинарии, а потом Духовной академии, из которой в 1903 году вышел со степенью кандидата богословия. Служил в церквях Петрограда, преподавал Закон Божий. К 1927 г. он уже служил в Казанской церкви подворья Староладожского Успенского монастыря, являясь ее настоятелем в чине протоиерея и единственным ее священнослужителем. После закрытия церкви в 1935 г. служил в церкви Вход Господень в Иерусалим (Знаменской церкви) на Знаменской площади (ныне пл. Восстания); потом в Князь-Владимирском соборе. Он все еще продолжал жить в здании бывшего подворья. 10 декабря 1937 г. о. Михаил был арестован. 5 ноября 1937 г. Тройкой УНКВД приговорен по ст. 58-10 УК к расстрелу, 15 ноября приговор приведен в исполнение. Семье о том, что он расстрелян не сообщили, и еще в 1940 году его жена Екатерина Николаевна обращалась в Управление НКВД с просьбой о пересмотре дела о. Михаила, который на момент ареста страдал значительной потерей зрения. Ей было сказано, что он выслан в Дальне-Восточные лагеря.

Протоиерей Михаил (Долотов)

Тихомиров Константин Александрович – диакон, род. в 1870 г. в Олонецкой губернии в семье протоиерея. Окончил курс Олонецкой Духовной семинарии. В 1890 г. был учителем начального сельского училища, с 1893 г. становится священнослужителем. В 1922 г. привлекался по делу об изъятии церковных ценностей. С февраля 1924 г. принят диаконом в Казанскую церковь; был лишен избирательных прав «как служитель культа по Конституции СССР». Скончался 13 марта 1930 г., похоронен на Новодевичьем кладбище. Могила найдена, обихаживается.

В разные года они служили на подворье монастыря:

Вот и история подворья – и монашествующим, и священникам, и прихожанам – одинаково досталось проживать то трудное время. Как в храме стояли единомолитвенно, так и в жизни одной дорогой проходили…

Простите меня, батюшки, о ком не написала. Мы вас всех помним, даже если имена некоторых из вас затерялись в истории! Время открыло эти страницы истории: мы узнаём, размышляем, печалимся, удивляемся, не все понимаем (в поступках и ситуациях того времени)… Самый важный урок – Вера православная есть и за неё надо стоять, защищать... и беречь её в России и в себе!

В 1989 году на основании ст. 1 Указа Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40 годов и начала 50-х» священнослужители и члены их семей реабилитированы.