Жизнеописание схиигумении
Староладожского Свято-Успенского монастыря
Евпраксии (Е. Н. Шахова в сокращении)

Предисловие

Старая Ладога. Что мы знаем о ней? Кто-то скажет, что это первая столица Руси, кто-то — что здесь было положено начало русской государственности. Вспомнят Рюрика, Олегову могилу, древние храмы и монастыри. Может кто-то назовет имя Евдокии Лопухиной — первой жены Петра I, сосланную в Успенский монастырь и еще пару известных имен. Но есть человек, которого едва ли вспомнят, в то время как благодаря ему, а вернее ей, а не благодаря древним храмам и сопкам (о древности которых узнали много позже), в XIX веке о Старой Ладоге узнала Россия, и куда со всей России стали приезжать люди… Они шли и ехали к матушке Евпраксии – настоятельнице Староладожского Свято-Успенского монастыря. Шли к ней при жизни: за советом, утешением; шли и после смерти — на ее могилку в монастыре, на Абрамовщину — месту ее молитвенного подвига — к Святому источнику, ископанному ее руками, к часовне, где она молилась у чудотворного креста. Слава о ней достигла столицы и других городов и привела к ней много почтенных людей, как светских, так и духовных. Адмирал Фёдор Ушаков — известный основатель Санаксарской пустыни, архимандрит Феофан Новоезерский, Назарий Валаамский, особенно уважали ее, имели всегда с нею духовное общение и называли ее своею сестрой. Много чудес совершалось по молитвам матушки и при ее жизни и после ее смерти. До революции начиная с 1960 года, несколько раз переиздавались книги с жизнеописанием матушки Евпраксии, во многих сборниках и книгах о подвижниках благочестия упоминалось ее имя. Сегодня имя Евпраксии незаслуженно забыто. Хотя источник на Абрамовщине до сих пор почитается святым, о самой же Евпраксии, ископавшей его, вряд ли кто знает. 6 октября 2013 года исполняется 180 лет со дня преставления схиигумении Евпраксии. Мы постараемся рассказать о матушке Евпраксии — чудотворице и молитвеннице, о всех славных событиях ее жизни, благодаря которым и она сама, и Ладога стали известны русским людям.

Призвание к монашеству. Явление Богородицы.

Схиигумения Евпраксия (в миру Евдокия Нахотинина) родилась в 1733 году (по другим данным в 1734 году) в семье купца г. Торопца. Она рано осталась сиротой и воспитывалась в Санкт-Петербурге у своего дяди — придворного протоиерея Федора Дубянского. Когда Евдокии исполнилось 25 лет она, втайне от своего дяди, уехала в Арзамас и поступила в Арзамасский Алексеевский женский монастырь. Спустя три года (в связи с упразднением монастыря) была переведена в Никольский Арзамасский монастырь, где пробыла семь лет. В начале своего монашеского пути она не могла переносить скудной монастырской пищи, которую составляли одни грубые овощи, часто без масла и приправы: привыкшая к городскому прихотливому столу, юная подвижница с трудом питалась одним ржаным хлебом. Это затруднение приводило Евдокию в сокрушение, которое изливала она в молитвах со слезами, и скоро была утешена Богом, даровавшим ей силу для подвигов воздержания. С того времени Евдокия всю свою жизнь питались почти что одним хлебом и квасом.

В Никольском монастыре ее постигла долговременная и тяжкая болезнь. Она лежала на постели, без всякого движения: окружавшие ее сестры ожидали скорой ее кончины. Однажды, во время праздничного всенощного бдения, запертая одна в келии, полумертвая Евдокия вдруг услышала стройное пение приближающегося издали хора, который пел тропарь праздника Успения Богородицы: «В рождестве девство сохранила еси…». При последнем стихе тропаря: «избавляеши от смерти души наши», болящая увидела ясно, в дверях своей келии, светоносную икону Успения Божией Матери, которую два высоких благолепных мужа внесли и поставили перед ее постелью. Видение было так живо, что Евдокия подумала, что Бог внушил сестрам мысль — поднять эту икону, и совершить молебен о здравии болящей. Изображение Богородицы вдруг одушевилось, и сама Божия Матерь восстала с одра своего на иконе, сошла с нее и простерла десную руку к расслабленной, со следующими словами: «Возстань и укрепляйся в силах: ты еще должна послужить Мне много!»

Возвратившись от службы, сестры удивились, что Евдокия совершенно исцелилась и здорова. С того времени она непрестанно имела в уме и сердце таинственное видение Матери Божией и молилась Ей, чтобы Она совершила над нею свое обещание. В скором времени пребывание Евдокии в Арзамасе сделалось известным ее дяде, и он немедленно прислал письменный вызов вытребовать свою племянницу из обители в Петербург. Но сам вызов и приезд Евдокии в Петербург послужил ей к исполнению звания Божия. Вероятно, услышав о существовании близ Петербурга обители Успения Богородицы, она снова в 1768 году (на 35 году жизни) оставила дом своего дяди и, в сопровождении старого и верного слуги, направила путь свой к Старой Ладоге. Достигнув этого города, отпустила слугу в дом дяди, с объявлением непоколебимого намерения вступить в число сестер обители Успения.

27 сентября, ежегодно, на православный праздник Крестовоздвижения, из Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря совершается Крестный ход на Абрамовщину (в четырёх верстах от Старой Ладоги). Начало этому Крестному ходу было положено еще в XVIII веке. Вплоть до Октябрьской революции ладожане ходили этим Крестным ходом, на Абрамовщине устраивались ярмарки, люди брали воду из находившегося там Святого колодца. Сейчас мало кто знает, откуда появился этот колодец. Сохранились лишь предания о монахине сюда ходившей, да о часовне, где та молилась. Кто же была та монахиня?

Игуменство. Абрамовская пустынь.

В 1779 году монахиня Евпраксия была возведена в сан игумении Свято-Успенского монастыря. В первые годы своего настоятельства она очень скорбела о недостатке безмолвия и прежней беспопечительности. По прошествии некоторого времени она избрала уединенный пригорок в Абрамовском лесу местом своего молитвенного подвига и отправлялась туда по постным дням недели с раннего утра до позднего вечера. На этом пригорке она приказала срубить небольшую часовню и, своими руками ископав колодезь у самой подошвы пригорка, водрузила над ним большой деревянный крест. В любую погоду, будь то сильный дождь или зимняя метель, уходила в свою пустынь матушка Евпраксия. Очевидцы рассказывали, что видели, как Евпраксия шла однажды на Абрамовщину на лыжах над землей, не дотрагиваясь до снега. Часто ее видели идущей в сопровождении волков, которые совершенно не трогали старицу, а ласкались словно собаки. Когда сильным ветром задувало ее фонарь, и ей приходилось ночью возвращаться в Ладогу, то дорога перед нею освящалась чудесным светом до самого монастыря. Однажды сильная буря сорвала с монастырской церкви Успения главу с крестом, — и Евпраксии было повелено гласом свыше, — упавший, тяжелый крест, снести на Абрамовщину. Подвижница водрузила крест на большом суке сосны, которая росла рядом с ее часовней. Этот крест впоследствии прославился своей чудотворной силой. Сама Евпраксия, после исцеления у этого креста своей сломанной руки, благословила совершать ежегодный крестный ход на Абрамовщину с поклонением чудотворному кресту. Вода же из колодца Евпраксии также подавала многим исцеление. Так, в книге с жизнеописанием матушки описываются случаи, когда, уже после своей смерти, Евпраксия являлась больным людям во сне и благословляла их обмыться водой из колодца, а также отслужить молебен кресту и панихиду по игумении Евпраксии. В настоящее время колодец схиигумени Евпраксии возобновлен на прежнем месте. К сожалению, в Советское время часовня Евпраксии была разрушена, а чудотворный крест утерян. Войдя в ворота монастыря, вы сразу обратите внимание на главную достопримечательность Успенского монастыря — древний храм Успения Пресвятой Богородицы. Первый же вопрос любознательного туриста к монастырскому экскурсоводу — про странный крест на куполе церкви. Крест действительно необычный, он как бы покоится на полумесяце. Но — полумесяц здесь — это не исламский символ, а православный. Полумесяц — это символ Пресвятой Богородицы. Также — это и Чаша Причастия, и Корабль Спасения, где Христос — наш Кормчий, и ясли в которых лежал Христос после Своего Рождения… «А что за странные камни перед входом?» — раздается следующий вопрос. А вот об этом мы расскажем подробнее.

Колокольня. Явление св. Варвары.

До конца XVIII века все строения в Успенском монастыре, за исключением Успенского храма, были деревянные. И колокольня Успенской церкви тоже была деревянная. В 1762 году игумения Евпраксия захотела построить новую, каменную колокольню. Начала она постройку, не имея достаточных средств на строительство. Когда деньги у матушки закончились, а колокольня еще не была достроена, Евпраксия обратилась с горячей молитвой к Богу, прося Его помощи. Она затворилась в келье и всю ночь молилась. Вот как об этом написано в жизнеописании матушки: «Утомленная бдением и слезными молениями, Евпраксия к утру погрузилась в тонкий сон и увидела пред собою окруженную сиянием, прекрасную девицу, в венце на голове и с жезлом в руках, которым она с тихостью погрозила ей и сказала: «Ты забыла, что мне поручено управление твоей обители, о которой я пекусь более тебя, и что ты служишь мне одною палочкой. О чем ты столько заботилась? Отложи печаль и будь спокойна.» — Евпраксия в явившейся узнала святую великомученицу Варвару, икона которой находилась в верхнем приделе во имя святой.» На утро игумению Евпраксию встретили донесением о прибытии в монастырь знакомой помещицы, госпожи Желтухиной. Посетительница подала Евпраксии пакет с деньгами, именно ту сумму, которой не доставало для окончания постройки, и рассказала о принятом ею во сне повелении от св. великомученицы Варвары, — вручить игумении Успенского монастыря сумму денег, издавна отложенную ею на благочестивое употребление. Таким образом, с помощью святой Варвары, колокольня была достроена. В 2009 году в честь этого события, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира была написана икона «Явление вмч. Варвары схиигумении Евпраксии», а в 2010 году освящена привратная часовня в честь явления вмч Варвары.

Теперь Евпраксии оставалось доставить в монастырь колокола из Петербурга. По дороге из столицы, повозку с колоколами застигла сильная снежная метель, и кони не могли двинутся дальше. Ямщики отправились в соседнее селение за помощью, а матушка Евпраксия осталась в повозке с колоколом. Вернувшиеся ямщики уже не думали застать матушку живой. Когда же они подошли к повозке, то каково же было их удивление, когда они увидели, что матушка не только жива, но и снег вокруг повозки заметно растаял. Вот, что рассказала матушка по прибытии в монастырь: «Среди лютой ночи, она почувствовала вокруг себя какое-то веяние теплого воздуха: открылась, — и увидела чудный свет, окружавший ее повозку. Укрепленная теплотою, выглянула она, и узрела трех благолепных старцев, приникнувших к ней с видом братского участия. Евпраксия признала в них святых и Богоносных отцов наших: Александра Свирского, Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев». Согреваемая Небесным теплом, она осталась жива и благополучно доставила в монастырь колокола, и сама же участвовала в их подъеме. В завершение же собственноручно водрузила крест на куполе колокольни.

…К сожалению колокольня была разобрана в середине XX века, и лежат перед Успенским храмом «странные камни», как напоминание о том, что здесь в прежние времена, стояла трёхъярусная колокольня, построенная Евпраксией столь чудесным образом.

Когда приходит в дом беда, то православный человек в первую очередь обращается с молитвой к Богу, прося Его помощи. Со своими скорбями люди приходят в Церковь, обращаются за советом к священникам. В тяжёлых же жизненных ситуациях многие ищут советов духовно опытных людей, молитвенников, старцев, которым Бог иногда приоткрывает завесы будущего. Иногда Господь Сам посылает ищущим или заблудшим людям помощь: на их пути, как бы случайно, встречаются святые подвижники, которые указывают выход из сложившейся ситуации, утешают страждущих и обращают на путь покаяния грешных.

Встречи в лесу: дезертир и разбойник.

Как то осенью, находясь на Абрамовщине в своей часовенке, Евпраксия, обернувшись, увидела мужчину в оборванной шинели с ножом в руке. Человек бросился ей в ноги с просьбой простить и помиловать его. Незнакомец признался старице в том, что два дня прятался в часовне и несколько раз уже намеревался убить её, но какая-то невидимая сила все время удерживала его руку. Наконец раскаяние коснулось его сердца, и он вышел к Евпраксии с покаянием. Мужчина оказался беглым солдатом, покинувшим свой полк из-за боязни наказания за провинность. Он некоторое время скитался в лесах, пока не достиг Абрамовского леса. Между деревьев он увидел столп света, поднимавшийся в небо. Когда он подошёл ближе, то увидел, что столп света поднимается из часовни. Подумав, что сияние исходит от спрятанных в часовне драгоценностей, солдат спрятался в часовне с намерением украсть клад. Но, как и говорилось ранее, почувствовав чудесную силу ограждающую старицу, солдат понял, что перед ним угодница Божия и раскаялся в своих намерениях. Евпраксия наказала ему вернуться в свой полк и покаяться в дезертирстве и предрекла помилование и даже повышение по службе. На дорогу она дала ему просфору и один рубль денег и заверила его, что и просфоры, и денег ему хватит до самого Петербурга. Через месяц Евпраксия получила от солдата письмо, в котором он, ублажая её святой угодницей и пророчицей, благодарит и извещает, что по её проречению, он прощён и произведён в фельдфебели, прибавляя, что даёт обещание впредь вести себя исправно и честно, и помнить её наставление.

В другой раз неожиданная встреча ожидала Евпраксию по дороге в Тихвин. Когда матушка проходила лесной дорогой, навстречу ей вышел высокий и сильный телом мужчина.

— Что ты за человек? — Спросил он Евпраксию, подойдя к ней.

— Я — инок-расстрига, — отвечала подвижница, как бы внезапно вразумлённая на это.

— Тебя-то мне и надо, говорил он. Можешь ли ты отпеть покойника? Я вижу у тебя книги — молитвенные, что ли?

Надо отметить, что многие принимали Евпраксию за мужчину, когда встречались с нею вне монастыря, тем более что она, выходя из обители, всегда носила почти мужскую одежду и имела несколько мужские черты лица.

— Да, — отвечала неустрашимая — я всегда ношу с собою книги с молитвами на всякий случай. Изволь, я могу отпеть.

Подозрительный водитель Евпраксии привел её к развесистой ели, под шатром которой она увидела на земле под рогожкой — мертвое тело. Евпраксия по памяти отпела панихиду. После отпевания Евпраксия осторожно завела речь с незнакомцем о спасении души, о суде Христовом и вечных муках, ожидающих нераскаянных грешников. Слова Евпраксии тронули незнакомца.

— Скажи мне, где я могу найти тебя, и примешь ли ты меня, если я приду к тебе? — спросил мужчина.

— Приходи ко мне, отвечала Евпраксия, в Старую Ладогу, в Успенский женский монастырь, и спроси там игумению Евпраксию.

Незнакомец низко поклонился и ушёл в лес. Через некоторое время, по возвращении из Тихвина, матушке доложили, что её спрашивает незнакомый мужчина. Евпраксия вышла ему навстречу. Мужчина стоял в изумлении, глядя на старицу, одетую в женскую рясу, в апостольнике и бархатной шапочке, и узнавая черты лица, не мог признать в ней того смелого расстригу, который отпевал в лесной глуши убитого человека! Он бросился к ногам праведницы и стал умолять её обратить его на путь покаяния, и наставить к спасению погибшей души его. Он объявил себя известным разбойником Репкой, содержавшим шайки по окрестным лесам. Поучительная её беседа на пути затронула его огрубелое сердце и потрясла его омертвелую от преступлений душу до такой степени, что он твёрдо решился не только оставить разбой, но принести истинное покаяние и поискать самому заслуженного наказания. Таким образом, он сам себя предал в руки правительства.

Мы заканчиваем повествование о настоятельнице Успенского монастыря игумении Евпраксии. То, что было напечатано — лишь малая часть пространного жизнеописания о матушке Евпраксии.

Посмертные чудеса

В 1823 году, 6 октября, на 91 году жизни и на 43 году настоятельства, матушка Евпраксия преставилась ко Господу. Пять дней находилось тело Евпраксии в церкви и не только не являло в себе признаков тления, но издавало благоухание. Похоронена она была у самых стен Успенского храма, за его алтарем. Перед смертью своей рукой Евпраксия выбила на надгробной плите надпись: «На сем месте лежит тело игумении Евпраксии».

При жизни матушка помогала многим обращавшимся за помощью. Господь открывал ей будущее, и, зная его, Евпраксия многим помогла своим советом. Не только в духовных вопросах обращались к ней, но даже местные рыбаки приходили за благословением, и, получив его, приносили домой и в монастырь двойной улов. Место подвигов матушки Евпраксии на Абрамовщине было особенно освящено благодатью Божией. Так, одной тяжело болящей, ослепшей монахине Успенского монастыря было явление Божией Матери: болящая увидела «Тихвинскую» икону Богородицы проплывающую над Волховом. Тогда монахиня обратилась к Божией Матери со слёзной мольбой о выздоровлении. Она услышала глас от иконы: «Помилую, когда схожу на Абрамовщину». Как только об этом явлении Богородицы узнала Евпраксия, то тут же пошла за водой на Абрамовщину к колодцу. Когда Евпраксия омыла больное тело и лицо монахини этой водой, то, как и обещала Пресвятая, болящая прозрела и полностью выздоровела. И после смерти Евпраксии вода из колодца многим подавала исцеление. Так, одна девушка из Шлиссельбурга, впала в долговременную болезнь. Во сне, девушка увидела Абрамовскую пустынь с часовенкой и колодцем, — будто она действительно знала это место. С помощью родных ей удалось найти Абрамовщину и колодец. После того, как девушка омылась святой водой и отслужила панихиду по Евпраксии, наступило полное исцеление. Другая девочка, в деревне, расслабленная, увидела во сне пришедшую к ней благообразную старицу, в мантии и с посохом в руке. Старица велела ей свести себя на Абрамовщину, обмыться водой из колодца и отслужить молебен кресту и панихиду по игумении Евпраксии, и тогда обещала ей совершенное выздоровление, которое и наступило по исполнении повеления явившейся. В другом случае, женщина страдавшая расслаблением ног, после того, как прочитала на Абрамовщине акафист Господу Иисусу и омыла ноги водою из колодца старицы Евпраксии, пришла в монастырь без посторонней помощи и затем почувствовала себя совершенно здоровой.

Сегодня сестры Успенского монастыря пытаются восстановить память о матушке Евпраксии. В первый же год своего пребывания в монастыре, еще до официального его открытия, сестры нашли остатки сруба колодца. Сам колодец был найден засыпанным и иссякшим. Источник расчистили. Во-время первого возобновлённого крестного хода, 27 сентября 2003 года, на месте колодца был совершён молебен. А в январе 2004 года источник ожил. Колодец восстановлен по старым фотографиям: крест и лестница, ведущая к часовне. 11 ноября 2004 года состоялось освящение восстановленного колодца схиигумении Евпраксии. После освящения в колодце, опять, как в прежние времена, не иссякает вода. И каждый год в праздник Крестовоздвижения идёт из Успенского девичьего монастыря крестный ход к колодцу. И снова вода из колодца помогает православным христианам с верою притекающим к целебным водам колодца матушки Евпраксии.

Так Господь, через святых Своих, являет нам Свою помощь.

Послесловие

К празднованию 180-летия со дня преставления схиигумении Евпраксии, 6 октября 2013 года, в Успенском монастыре предполагается восстановить могилу православной подвижницы благочестия XIX века настоятельницы монастыря схиигумении Евпраксии. Могила матушки находилась за алтарём Успенской церкви и была уничтожена в процессе реставрации храма. Благодаря сохранившейся до наших дней фотографии могилы игумении (сделанной известным фотографом Прокудиным-Горским в начале XX века) мы имеем возможность восстановить и могильный крест, и надгробную плиту матушки.

Также к празднованию 180-летия преставления Евпраксии, изготовлена и установлена в монастыре точная копия креста 1688 года, стоявшего на Абрамовщине рядом с часовней, где молилась Евпраксия. В праздник Успения Пресвятой Богородицы в 2013 году, крест был освящён епископом Тихвинским и Лодейнопольским Мстиславом. В дальнейшем, по восстановлению часовни на Абрамовщине, крест будет перенесён на старое место молитвенного подвига матушки.

Всё делается в монастыре для того, чтобы почтить память знаменитой в своё время подвижницы, имя которой было известно далеко за пределами северо-запада. В США в мужском монастыре в честь Германа Аляскинского небольшого селения Платина в Калифорнии под сводами храма написана фреска с ликом Евпраксии. На могилу матушки уже в наши дни едут паломники из США. В православных календарях Русской Православной церкви за границей её имя внесено в список наравне со святыми. Даже за границей сохранилась память о нашей местной подвижнице, в то время как в самой Старой Ладоге, где жила матушка Евпраксия, о ней почти не помнят.

Святая Евпраксия Староладожская (Saint Eupraxia of Old Ladoga), фреска в нижнем храме мужского монастыря в 
честь Германа Аляскинского, с. Платина, Калифорния, США

В планах монастыря воссоздать часовню матушки Евпраксии на Абрамовщине. Часовня была разрушена в советские годы и её точное местонахождение не известно. Монастырь будет благодарен всем, кто поможет с поиском места, где стояла часовня матушки.

Также ведутся сборы необходимых материалов для подачи в комиссию по канонизации святых. 6 октября 2013 года исполняется 180 лет со дня преставления схиигумении Евпраксии.

Е. Н. Шахова, «Жизнь схиигумении Евпраксии», 1910 г.